Впервые... киноленту «Василий Буслаев» я посмотрел очень давно. Вокруг нас ещё зеленел липами, да тополями Советский Союз, никто не помышлял о перестройке, а точно... год... сейчас не вспомню. Может быть, именно поэтому, я не обратил на фильм особого внимания. Красивая вещь, затерялась на красивом фоне! Потом, случился с нашей страной период менее красивый и казалось, что советское кино мы будем смотреть, разве что, во снах... Но, как-то на Новый Год – мне подарили диковинный прибор. Проигрыватель лазерных видеодисков. Помнется, я даже не знал куда его, собственно говоря, деть! Пришлось поставить на старый, добрый видеомагнитофон.
Интернет, тогда имел ещё телефонно-модемную скорость и отправился я в ларёк, за видеодисками...  И... с огромным удивлением обнаружил, что одни люди продают, а другие – смотрят советское кино!
Сразу ли я купил диск? Бордово-красный конверт, с детскими сказками, из серии «Наше кино»? Сейчас не вспомню. Помню, что меня в сборнике привлёк вовсе не «Василий Буслаев», а другой фильм, так же снятый режиссёром Геннадием Леонидовичем Васильевым –  «Финист — Ясный Сокол».
И вот, как-то в экранном меню... я выбрал «Василия Буслаева»... И смотрел его потом – много-много раз... И под шампанское, и с гостями... Гости, иногда журили меня поначалу, «...чего это старый дядька и смотрит детскую сказку?» На что, я обычно переключал телевизор на «голливудскую сказку», для «...скажем так... взрослых людей».
Фильм, действительно, по нынешним временам – нельзя назвать детским! Да и на момент съёмок, он явно был задуман, как кино-былина, а не фильм-сказка... И, кроме того, начало  фильма... вполне перекликается с желанием современных жителей России жить в сказке... Я говорю о вполне взрослых людях, которые, к примеру съезжаются Купальской ночью на автомобилях к лесному озеру, расчёсывают цветы и травы для пышных венков, водят хороводы, прыгают через костёр...
Всё это мы видим в начале фильма, только организованное профессиональными актёрами,  художниками, а потому поданное чуть более красочно и возвышенно... Впрочем, почему только начало? Тема Руси, когда люди ещё путали понятие «Бога» и «богов»... это и есть весь фильм.
Ирина Ивановна Алфёрова... её героиня, появляется в фильме под плачь и звон музыки гусляра... Я бы назвал это... декоративно-монументальным сюжетным ходом. Таких кадров-монументов русской красоте, нереальной, приукрашенной, сказочной... В фильме будет ещё много. Скажем, идущая к берегу ладья... где возле резного форштевня, замерли в статном ожидании, русский былинный богатырь и ясноокая царевна... Богатыря, кстати,  тут играет Дмитрий Львович Золотухин. Многим зрителям он знаком – по роли Петра I. Царевну... Глебовну, думаю, лишний раз представлять не надо.
Кульминация всех этих сцен славянской красоты, похожих на живопись художника-монументалиста... происходит к финалу кинокартины. Где и полагается быть кульминации. Происходит, под удивительный вокализ... сочинённый композитором Алексеем Львовичем Рыбниковым...
Впрочем, если спуститься на грешную землю... все эти красоты приходилось созерцать сквозь помехи и муть. Конечно, сборник фильмов был создан не на какой-то серьёзной киностудии... а... вероятнее всего, его выпустили в тираж, в стенах какой-нибудь московской квартиры, оцифровав фильмы со старых видеокассет. Но... тогда и то было радостно.
И вот, наконец, на жёстком диске моего компьютера появился огромный образ видеодиска... С копией фильма! С копией, которая обещала хорошее качество! И уселся я за работу... Если можно назвать работой - совершено бесплатное, хотя и трудоёмкое занятие... доставляющее немалое удовольствие. Вероятно... подобные чувства испытывают археологи!
Можно позавидовать археологам... Не тем, что пишут диссертации в уютных кабинетах... Нет... позавидовать тем людям, что извлекая  из раскопа античную статую... часами, а то и днями, специальной кистью отряхивают античный лик. Конечно, потом он украсит какой-нибудь из музеев мира и мимо него пройдёт турист в пляжном костюме... окинув шедевр рассеянным взглядом. Археолог же... будет часами, даже и невольно, а просто потому, что вот эту трещинку возле губ необходимо отряхнуть особенно тщательно... будет вглядываться в произведение древнего мастера... и запоминать мельчайшие подробности. Складки ленты в волосах... расположение кудрей...
Конечно, программка для обработки видео – не раскоп где-то на побережье Аттики... И на каждый кадр – не было никой необходимости тратить целые дни. Но... где-то по десять минут на различные сцены фильма уходило. Созерцание остановленного кадра... Так - кино не смотрит никто. Никто, кроме профессионалов в области кино и... любителей домашней цифровой обработки кинолент.  И я, долго и внимательно рассматривал подробности статичного вида седых пейзажей древнерусского зодчества. Застывший пламень, обнимающий языческих идолов в ночи... Декорированный парус славянского корабля, на фоне закатных волн. Факельное шествие, исходящих из пещер освобождённых пленников. Вспомнилась фраза из фильма «...Кто хочет весело пожить, кто хочет в красне, в хороше походить...»
Так вот, кто хочет оценить старую, профессиональную работу оператора. Когда человек с кинокамерой занимался в кадре чем-то похожим... Пожалуй, даже аналогичным тому, что творит хороший художник на холсте картины, искренне рекомендую – заняться домашней оцифровкой нашего кино!

Но, долго ли коротко ли... работа была закончена. И я подложил свою копию фильма одному очень известному архиву советского кино. Уж больно у них была «жухлая» копия... Вежливо говоря. И мою работу приняли. И фильм заменили.